29-10-2021 Вступление Казахстана в ВТО

Вступление Казахстана в ВТО

  251

Об истории возникновения:

Еще в 2009 во время возникновения Таможенного союза между: Белоруссией, Казахстаном и Россией страны помимо беспошлинной торговли товарами учли пару принципиальных моментов, а именно создание единой территории таможни, то есть - снятие таможенных границ и равное отношение к импортным товарам из других стран.

Самая первая договоренность предусматривает ограничение таможенного контроля на границе между странами-участницами, а вторая - это введение «единого таможенного тарифа», далее по тексту ЕТТ, для ввозимых товаров из Евросоюза, Штатов, КНР и др. стран.

Центральным вопросом крайнего посещения Республики Казахстан, президентом России, может стать скорое вступление в ВТО республики Казахстан. Требования к РК ещё официально не разглашаются, но уже сейчас ясно, что они, принципиально и уровнено будут различаться от договора членства РК в Евразийском экономическом союзе. Это естественно вызывает ряд проблем, необходимо разрешить уже непосредственно в ЕАЭС.

Тонкости условий:

По смыслу в ЕАЭС  товары из третьих стран после вхождения на «единую таможенную территорию» могут свободно по ней перемещаться. Проблема настоль глубиной интеграции сам «таможенный союз», которую декларирует ЕАЭС, заключается в том что если страны хотят применять различные друг от друга пошлины или создать ограничения к товарам из других стран, то контроль за применением данных правил становится невозможен, тк таможенные границы между странами-участницами ЕАЭС размыты, соответсвенно нет возможности должным образом администрировать их. Поскольку оба базовых принципа, а именно единая таможенная территория и единая торговая политика к другим странам и их товарам — могут функционировать лишь совместно: при соблюдениях общих правилах, применяемых к продукции из альтернативных стран, а надобность ещё и дополнительно внутреннего контроля уходит. Оба данных положения с 2010 г. до августа 2014 г. в принципиально соблюдались, даже таможенные посты на границе ликвидировали, и страны соблюдали ко всей зарубежной продукции равные ограничения и импортные пошлины, кроме редких исключений.

Например: (в РК и РБ тариф на легковые автомобили был 30%, а в РФ только 25%).

Начало периода санкций РФ

После августа 2014 со стороны РФ началось продуктовое эмбарго к продовольственным товарам из США, ЕС, Австралии, Норвегии и Канады, конечно же вошло вразрез с принципом единой таможенной территории и санкционные  товары стали поступать в РФ из  Белоруссии, под видом ложного транзита в Казахстан.

Данное обстоятельство частично отыграло негативные последствия для российских потребителей, но с другой стороны развивало торгово-экономической напряженность и например: Россельхознадзор ссылаясь на несоответствие СанПиНам, требовал запретить поставки белорусской пищевой продукции, в свою очередь белорусская сторона сообщала, о возможном покидание ЕАЭС в случае, если участники и дальше будут не соблюдать договорённости.

О минусах

В соответствии с ожидаемыми условиями присоединения Казахстана к ВТО согласованные ставки таможенного тарифа примерно по 3 000 из общего количества 11 000 товарных позиций ниже, чем ЕТТ в ЕАЭС. Это означает, что для таких товаров (речь идет о продовольствии, алкоголе, продукции машиностроения, автомобилях, электронике) так же, как и в случае российских контрсанкций, возникает, хотя и в меньшей степени, риск серого реэкспорта в Россию через казахстанскую территорию. В этом случае придется заставлять «доплачивать» разницу в пошлинах для поставщиков из Казахстана, которые везут через свою территорию, например, китайские товары.

Для некоторых товаров это будет сделать технически просто: например, автомобили так или иначе нужно регистрировать, а значит, найти плательщика не составит труда. В других случаях это сделать сложнее: часть поставщиков будет пытаться уйти от доплаты, российская сторона может начать использовать инструменты торгового протекционизма по отношению к производителям из Казахстана, что, в свою очередь, повысит риск возникновения торговых войн наподобие «молочной» войны 2009 г. или «мясной» войны 2014 г., крайне нежелательных внутри организации, называющей себя экономическим союзом.

Евразийский союз и так далеко не идеален — внутри него много нетарифных барьеров, экспортные пошлины определяются самостоятельно каждой страной, страны не договорились о взаимном признании санитарных и ветеринарных сертификатов, не принято решение о едином органе санитарного и фитосанитарного надзора и т. д. Одностороннее российское продовольственное эмбарго уже несет в себе риски несоблюдения базовых принципов таможенного союза, а контроль над выполнением участниками внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС различных правил налогообложения импорта создаст дополнительные барьеры в торговле между странами.

О плюсах

Следует также отметить, что до образования Таможенного союза в 2009 г. Россия и Белоруссия применяли импортные пошлины, немного отличающиеся от впоследствии введенного Единого таможенного тарифа. Казахстану же пришлось повышать свой значительно более низкий уровень импортного тарифа до уровня ЕТТ, что привело к удорожанию некоторых видов иностранной продукции для казахстанских потребителей (с аналогичной проблемой столкнулись и Армения с Киргизией). Поэтому соглашения Казахстана с ВТО по многим позициям возвращают прежний уровень либерализации торговли с внешним миром.

В сложившейся ситуации один из возможных выходов — принятие и выравнивание всем участниками ЕАЭС условий предлогаемых ВТО для Казахстана.

Для России и Белоруссии это означало бы некоторую либерализацию торговли с третьими странами, которая вполне уместна в свете девальвации национальных валют и вытекающего из нее повышения конкурентоспособности внутренних производителей, а для Армении и Киргизии — частичный возврат к уровню торговых барьеров до вступления в ЕАЭС.

Как итог:

Несогласованная торговая политика в отношении к третьим странам противоречит духу и смыслу экономического союза. Поэтому для обеспечения движения к целям, обозначенным в договоре о ЕАЭС, необходимо минимизировать противоречия и привести все к единой торговой политике, но даже данные мероприятия, к сожалению, не уменьшают возможное присоединение Казахстана к ВТО.

Подпишись на нашу рассылку, чтобы быть в курсе новостей   Я подтверждаю свое согласие с условиями предачи данных


Цитата дня
Мао Цзэдун

„Испытывать давление со стороны своих врагов лучше, чем находиться в состоянии, когда враги не считают нужным утруждать себя этим.“

Мао Цзэдун

„Испытывать давление со стороны своих врагов лучше, чем находиться в состоянии, когда враги не считают нужным утруждать себя этим. 2“

Мао Цзэдун

„Испытывать давление со стороны своих врагов лучше, чем находиться в состоянии, когда враги не считают нужным утруждать себя этим. 3“



Написать отзыв

Рейтинг
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
* - поля, обязательные к заполнению.